Памятка «Куда обращаться за помощью при самоизоляции»
Рекомендации по обеспечению основных принципов самоизоляции
Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса
Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса
Как подготовится к экзамену
Любой экзамен: будь то выпускной или по итогам очередной сессии – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает.
Как правильно подготовиться к экзаменам?
Какие упражнения помогут Вам волноваться меньше?
Как правильно вести себя на экзамене?
Может ли шоколад помочь Вам все лучше запомнить?
Есть ли разница — повторять вслух или про себя?
Какой метод наиболее эффективен для запоминания?
И, самое главное, как самостоятельно помочь себе?
— Существует немало способов для запоминания: с помощью ассоциаций, схем, планов… Какой из методов самый эффективный?
Все перечисленные методы хороши и они действительно работают. Как правило, человек, в процессе обучения, используя разные методы запоминания, находит «свои», те, которые будут наиболее эффективны для него. Немалую роль в предпочтении тех или иных методов запоминания играет ведущая модальность человека и доминирующее полушарие мозга. Поэтому здесь нельзя однозначно сказать, какой метод наиболее эффективен. Для каждого он будет своим.
— Есть ли разница между тем, когда студенты повторяют знания про себя и вслух?
Повторение материала «про себя» неэффективно. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь отвечать — и ответ получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.
Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти — речедвигательная память, и на экзамене этот материал легко вспомнится.
— Как развивать свою эмоциональную устойчивость?
Для тренировки эмоциональной устойчивости очень полезным и эффективным будет упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне».
Суть данного упражнения в том, чтобы подарить себе хотя бы полчаса после занятий, для того, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным, подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробуйте вообразить, о чем они думают,
расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами или, наоборот, заполните паузу активными движениями: потанцуйте под ритмичную музыку. Главное, чтобы эти полчаса вы провели исключительно по собственному желанию и чтобы они принесли вам удовлетворение и радость.
Также развитию эмоциональной устойчивости способствуют методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой. Можно выделить четыре способа саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение.
Основной способ саморегуляции — самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы ‘не’ (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.
Но нужно помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому студентам при подготовке и во время сдачи экзамена желательно найти свои собственные способы саморегуляции. Если это сложно сделать самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалистам-психологам и с их помощью освоить различные техники самопомощи и саморегуляции.
— Многие преподаватели считают, что нельзя долго учиться за день до экзамена.
День до экзаменов лучше посвятить сохранению хорошего физического состояния и психологического самочувствия. Необходимо прекратить всяческую подготовку (разумно это сделать ещё раньше, за два-три дня, но это под силу не каждому, так как страх перед предстоящим испытанием обычно пересиливает), дабы избежать эффекта «каши в голове». Необходимо в этот день выбрать щадящий режим: побольше отдыхать, предпочесть активному отдыху спокойный, избегать сильных физических и умственных нагрузок. Лучше всего провести этот день в хорошей компании и неспешных прогулках. В ночь перед экзаменом очень важно выспаться. Многие совершают ошибку: всю ночь перед экзаменом проводят за книгами, эффект такого поступка обратный — вместо того, чтобы систематизировать знания и осуществить прекрасный ответ на экзамене, мозг переутомляется, появляется эффект «тяжёлой головы» и человеку зачастую начинает казаться, что он «ничего не помнит». Поэтому не стоит напрягаться, а лучше лечь пораньше и проснуться со свежей головой и хорошими мыслями.
Все необходимые приготовления для экзаменационного дня стоит провести не утром в день экзамена, а накануне: подготовить одежду, зарядить мобильный телефон, сложить необходимые документы, письменные принадлежности (в том числе и запасные) — это поможет не беспокоиться по мелочам.
— Как не волноваться в день экзамена?
Справиться с волнением в день экзамена практически невозможно, особенно, если этот экзамен первый в жизни или решает дальнейшую судьбу сдающего. Тем не менее, можно несколько снизить уровень стресса и обеспечить себе успех. Завтрак должен быть достаточно плотным, но не обильным (обильная еда вызывает желание поспать).
— Считается, что шоколад помогает запоминать?
Шоколад активизирует мыслительные процессы. За завтраком можно съесть несколько кусочков шоколада.
Для того, чтобы справиться с физическим напряжением, нужно сделать зарядку или физическую разминку перед завтраком. Полезно также принять контрастный душ, завершая его обливанием холодной водой.
Идти на экзамен рекомендуется в привычной одежде, которая на подсознательном уровне обеспечит комфорт и чувство защищённости.
Также желательно хотя бы за несколько дней до экзамена освоить специальные дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать функциональное состояние.
Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
Чтобы справиться с волнением, также можно выполнить упражнение «Дыхание»: медленно сделайте вдох, считая до 7, потом задержите дыхание, досчитав также до 7, и выдохните, вновь считая до 7. Из-за того, что мы дышим медленно, сердце начинает биться медленнее, и количество адреналина в крови уменьшается.
— Как правильно вести себя на экзамене?
Во время экзамена желательно не думать ни о чем, кроме самого экзамена.
Необходимо сосредоточиться на предстоящем событии. Получив задание, не нужно стремиться мгновенно начинать писать ответ на вопрос. Как правило, время, которое предлагается для выполнения задания, рассчитано на то, что человек должен предварительно подумать. Лучше спокойно вспомнить всё, что Вы читали по данной теме и затем приступить к выполнению задания.
На устном экзамене необходимо сначала составить схему ответа.
Даже если есть полная уверенность в своём ответе, не стоит раньше всех сдавать работу или идти отвечать лучше еще раз всё обдумайте и перечитать написанное и только после этого сдавать работу или отвечать.
Полезные приемы, которые помогут подготовиться к экзаменам:
1/ Используйте знания психологии о влиянии цвета на человека. В процессе подготовки к экзаменам желательно окружать себя предметами желтого и фиолетового цвета. Желтый цвет способствует запоминанию, а фиолетовый стимулирует интеллектуальные способности и умственную активность.
2/ Еще один прием, который можно использовать перед экзаменом: необходимо погладить волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность, снизить тревогу и страх.
Как улучшить память
«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!
Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?
Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.
Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.
Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.
Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.
Кроме того, многие совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:«Память слабеет, если ее не упражняешь».
Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?
Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.
Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!
12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:
1. Улучшите процесс запоминания
При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.
2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно
Бывают моменты, когда забыли нужный телефон, или имя и отчество человека, которому нужно позвонить и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.
3. Создавайте похожие образы
Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. Мозгу будет легче это сделать.
4. Проговаривайте полученную информацию
Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.
5. Займитесь арифметикой
Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.
6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня
Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте вопрос: «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».
7. Читайте больше книг!
Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.
8. Учите стихи и отрывки текста
В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.
9. Прекратите зубрить. Помните, как в школе мы могли вызубрить нужную нам информацию, чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.
10. Повторяйте
Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.
11. Не ленитесь
Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.
12. Изучите несколько иностранных языков
Изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти. А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?
Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:
1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять
свою жизнь. Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
3. Добавьте новых привычек. Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
4. Медитация, релаксация заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
6. Работа в команде. Брейнштормы («мозговые штурмы», диспуты) не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим. Поэтому не игнорируйте этого процесса.
Практические навыки саморегуляции: расслабление, дыхание, самовнушение
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием. Эти приемы саморегуляции способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон и усиливают мобилизацию ресурсов организма. Приемы саморегуляции можно использовать в любых ситуациях.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
· эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
· эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
· эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Существуют естественные способы регуляции организма, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Своевременная саморегуляция предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и усиливает мобилизацию ресурсов организма.
Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:
· смех, улыбка, юмор;
· размышления о хорошем, приятном;
· различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
· наблюдение за пейзажем;
· рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
· купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
· вдыхание свежего воздуха;
· высказывание похвалы, комплиментов и пр.
Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции (самовоздействия).
Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
2. На следующие четыре счета задержите дыхание.
3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
· Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.
· Дышите глубоко и медленно.
· Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
· Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
· Прочувствуйте это напряжение.
· Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.
· Сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.)
Способы, связанные с воздействием словом
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 1. Самоприказы. Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе.Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения.
Говорите себе: «Я спокоен», «Я расслаблен», «Мое дыхание спокойно» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
Последовательность работы с самоприказами следующая:
· Сформулируйте самоприказ.
· Мысленно повторите его несколько раз.
· Если это возможно, повторите самоприказ вслух.
Способ 2. Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.
1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
2. Сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:
· «Именно сегодня у меня все получится»;
· «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
· «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
· «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
3. Мысленно повторите его несколько раз.
Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.
Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Я-молодец!», «Я-умница!», «Здорово у меня получилось!»
Способы, связанные с рисованием
Рисование красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет, помогает избавиться от неприятных переживаний, особенно депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуют рисовать левой рукой (правшам). При этом важно не наличие умения рисовать, а способность выразить свою эмоцию в абстрактной форме, через цвет и линию.
1. Создайте рисунок, отражающий ваше внутреннее состояние.
2. Возьмите яркие краски, ассоциирующиеся у вас с чувством радости, уверенности, свободы, и нарисуйте — пусть это будет чистая абстракция — что-нибудь этими красками.
Подобное эмоциональное насыщение очень важно. Его можно использовать для того, чтобы настроиться на «уверенное» состояние.
Приемы, способствующие снятию усталости перед сложной работой
Если вы устали, но вам предстоит еще сложная работа или же произошло событие, которое выбило вас из колеи, и вы теряете контроль над ситуацией,
рекомендуется сделать паузу для саморегуляции с использованием самоприказов успокоения.
Этап 1. Физические упражнения на растяжение мышц и на напряжение—расслабление наиболее подходящих и не занятых в работе мышц (10-15 секунд).
Этап 2. Расслабление мышц, но без дремотного состояния, с использованием следующих словесных формул, которые произносятся «про себя» в фазе вдоха (2,5 минуты):
· Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
· Мои руки расслаблены и теплеют.
· Мои руки полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
· Мои ноги расслаблены и теплеют.
· Мои ноги полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
· Мое туловище расслабляется.
· Мое туловище полностью расслаблено, отдыхает, хороший, приятный отдых.
· Состояние приятного отдыха, покоя, расслабления.
· Идет процесс восстановления.
· Каждая клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.
· Весь организм хорошо отдохнул, восстановился.
· Исчезли усталость и тревога. Я готов(а) действовать.
Этап 3. Мысленное представление наиболее значимых элементов в предстоящей деятельности (2 минуты).
Этап 4. Выполнение наиболее значимых действий (встать, улыбнуться, потянуться и т. д.) или произнесение самых основных аргументов (любых утверждений, способствующих самоодобрению и самоподдержке. Например: «Я справлюсь», «Я спокоен(а), счастлив(а) и уверен(а) в себе») (10-15 секунд).
В заключение следует отметить, что в работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей и неизменной уверенности в успехе дела, за которое вы взялись.
Помните об улыбке как эффективном способе снятия нервного напряжения. Кроме всего прочего, улыбка очень украшает человека, на него приятно смотреть. Это еще один способ укрепить уверенность в себе.
Исходя из вышесказанного можно вывести «формулу уверенности»:
· Сознательное создание осанки и мимики уверенного человека.
· Искусственное привлечение ощущения внутреннего состояния радости.
· Создание мысленного образа успеха, ощущение себя успешным человеком.
Психология современного студента колледжа
1. Социально-психологические особенности студентов
Студенчество — это период возрастного кризиса — адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям самоорганизации, к личностной работы над собой, которая основывается на новой степени ответственности.
Исследованиями психологов зафиксировано широкое стремление стать студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей школу. Это свидетельствует о том, что главной ориентацией является умственный труд и связанное с этим стремление получить средне-специальное образование. Для большей части современной молодежи продолжение образования является важной социальной, моральной и психологической ценностью.
В современном мире студенчество как период жизни человека занимает особую нишу. Несомненно, у каждого человека этот период протекает сугубо индивидуально, раскрывая личность и определяя положение человека во взрослом мире, но, сравнивая результаты многочисленных исследований, опросов студентов, можно сделать вывод, что существует ряд общих психологических особенностей, сформулировав которые можно создать обобщенный социально-психологический портрет студента.
Само понятие современного студента можно расшифровать так: как правило, молодой человек, обладающий большими возможностями последующего интеллектуального развития и отражающий важнейший умственный потенциал современного общества, в частности людей от 15 до 25 лет, образуя особую социальную группу – студенчество. По словам доктора педагогических наук Г.А. Мелекесова «Студенческий возраст – это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни».
В свою очередь студенчество предстает как период возрастного кризиса – адаптации к новым социальным ролям, закрепляющим положение личности в обществе, к личностной работе над собой, которая основывается на новой степени собственной ответственности, к новым требованиям самоорганизации, столь необходимой для успешной и правильной реализации своих возможностей в будущем, к новым условиям учебного труда, отличающимся от школьного не только умственным порогом, но и важнейшем пониманием самого студента того, что продолжение образования является важной социальной, моральной и психологической ценностью.
На сегодня социальный состав студенчества является достаточно многообразным, например: обычные студенты, обучающиеся на дневной форме обучения, находящиеся на полном обеспечении родителей, а так же студенты, обучающиеся на вечерней форме обучения, которые имеют детей, свои семьи, работу.
Богатое содержание студенческой жизни связано как с расширением сроков образования, профессиональной подготовки и переподготовки, которое необходимо в условиях современного общества, так и с особым отношением к молодым в современном обществе. Многие престижные виды человеческой деятельности несут на себе значимые возрастные ограничения и неразрывно связаны в общественном сознании с молодостью. В юности человек наиболее способен к творческой деятельности, к определению новых для него идей, максимально работоспособен, поэтому с молодежью во многом связаны представления о прогрессе современной науки и технологии. Другая сторона - в большей степени психологическая - связана с идеологией и мировоззрением.
Отметим, что современное поколение студентов сильно отличается от своих предшественников. Современные студенты выросли в период процесса перехода от индустриального общества к информационному и социально-экономических реформ. Благодаря этому молодое поколение обладает высокой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям, и в тоже время восприимчивостью к их негативным компонентам. Исходя из этого, ценностно-мотивационная шкала личности студента представлена следующими качествами: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, честолюбие.
Одна из основных психологических особенностей студенческого возраста – устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности студента является построение и осуществление жизненных планов. Таким образом, центральное психологическое образование студенческого периода – стремление к самоопределению и построение жизненных планов на будущее. Ценностное самоопределение личности студента в процессе образования, согласно исследованиям доктора педагогических наук А.В. Кирьяковой, осуществляется поэтапно:
I. Присвоение ценностей общества личностью: процесс становления у студента собственного мировоззрения, «Образа Мира» как результат ценностных механизмов: поиск – оценка.
II. Преобразование ценностей общества и осознание себя в мире ценностей: базируется на субъективном мнении студента, на его идентичности. В результате формируется «Образ Я»: «Я – реальное», «Я – идеальное», «Я – концепция», являясь отражением ценностных механизмов: оценка – выбор.
III. Проектирование и построение своей жизненной позиции на основе знаний, норм и установок общества: завершающая фаза процесса формирования ценностных ориентаций студента, которая обеспечивает становление жизненных позиций, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор – проекция.
Так же на сегодняшний день рынок труда сформировал довольно жесткие требования к специалисту, что способствует большой конкурентоспособности среди претендентов на ту или иную должность, поэтому современный специалист должен обладать не только техническими
навыками, а ещё и личностными качествами такими как: мобильность, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, энергичность.
В научной литературе подчеркивается, что в личностном отношении студенческий возраст имеет особое значение как период активного развития нравственных и эстетических чувств, формирование мировоззренческой позиции, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессиональные, трудовые, семейные. При этом формируется новое мышление студента – это современное видение мира, четкая мировоззренческая позиция.
Самостоятельное, нравственное и ответственное поведение предполагает наличие у студента определенных качеств:
- высокий уровень сознательности;
- умение ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах;
- способность устанавливать контакты с другими людьми;
- привычка управлять своим поведением;
- способность принимать ответственные решения.
Динамичная жизнь предъявляет повышенные требования к нравственной надежности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна сделать оптимально гуманный выбор для решения проблемы. Нравственное воспитание студента предполагает выработку ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, идеалов и стремлений, культуры общения.
В свою очередь, решение экономических проблем нередко сталкивается с моральной неподготовленностью людей. Воспитание полноты ответственности, социальной активности, способности к самодисциплине и самоорганизации у каждого студента – важный фактор становления личности. Чем глубже студент осознает социальную значимость своих обязанностей, тем выше уровень его социальной зрелости.
Студенческая молодежь – значимая социальная группа, важная сила, влияющая на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой – выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления личности.
Сегодня студенческой молодежи свойственно, с одной стороны, недостаточная внутренняя профессиональная мотивация, а с другой — сильная эмоциональная отзывчивость, желание проявить себя, самоутвердиться в выбранной профессии. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические методы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.
Следовательно, только в результате совместных действий студент сможет стать носителем общественных ценностей, а в итоге социально
полезной личностью с развитым самосознанием и профессиональной ответственностью.
Этика делового общения студента в период прохождения учебно-производственной практики
Этикет – это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила студента в период прохождения практики представляют собой поведенческий язык культурного общения. В этикете студента в период прохождения учебной практики главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение.
В основе делового общения студентов на практике лежит решение важного конкретного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся учебной деятельности, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения.
Поэтому нравственная сторона позиций, решения и социального результата общения студентов на практике играет огромную роль. Поэтому знание и владение студентом этикой делового общения на практике является показателем будущей профессиональной культуры студента колледжа, степени его соответствия современным требованиям.
Деловое общение студентов на учебной практике как между собой, в студенческом коллективе, трудовом коллективе может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные.
1. Повседневное общение с участием студента в период прохождения учебной практики:
· Беседы, встречи, переговоры.
· Обслуживание покупателей.
· Вводный инструктаж, совещания, собрания, заседания, конференции.
· Посещение различных баз практики.
· Дежурство.
2. Специфические формы общения студента в период прохождения учебной практики:
а) общение в коллективе сотрудников:
· субординированные формы общения,
· общение между коллегами;
б) общение преподавателей (в том числе руководителя практикой) со студентами в процессе обучения.
3. Экстремальные формы общения студента в период прохождения учебной практики:
· Общение в условиях конфликтной ситуации.
· Общение с участием руководителя учреждения, на базе которого студент проходит учебную практику.
Успех учебной деятельности в значительной мере определяется взаимодействием студента с участвующими в процессе лицами: с членами студенческого коллектива, с сотрудниками коллектива и т.д.). Деловое общение,
в котором непосредственным участником выступает студент, должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1. В основе делового контакта студентов в период учебной практики лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность. Именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый студент и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть.
2. Порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
- обостренная совесть, сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестным;
- постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
- умение студента держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
- моральная устойчивость студента, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
- обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3.Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро. Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного учебными целями. Принцип доброжелательности побуждает студента выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага, например, потребителя, и за что он получает не оценку, а лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
4. Уважительность, т.е. уважение достоинства контактера, реализующаяся через такие воспитательные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность.
Строгое соблюдение правил этикета – важное условие высокой культуры поведения студента (и это является одной из целей воспитательного процесса в период руководства учебной практикой). Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их
полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в студенте чувство эмоционального сопереживания с контактером, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет студенту определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства.
Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это – умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это – умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности – безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности студента. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта – это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры студента.
Итак, в ходе контактного взаимодействия студентов между собой, а также с другими лицами во время прохождения учебной практики необходимо помнить об этикете и профессиональном такте. В целом в контактном взаимодействии, общении можно выделить следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо выполнить задания в ходе учебной практики, необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает студента вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, студент представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) студент выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
В заключении хотелось бы отметить, что для высокоразвитого сплоченного коллектива студентов характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.
Важным в деятельности студентов колледжа является хороший морально-психологический климат, следование принципам этикета в ходе общения, которые способствуют повышению работоспособности студентов. Но при этом следует помнить, что климат в студенческом коллективе, а также успехи
каждого студента в период прохождения учебной практики, зависят от самих членов студенческого коллектива, от их отношения к окружающему миру. И руководитель учебной практики должен «направлять» студента к осознанию необходимости выполнения требований этикета как в период прохождения учебной практики, так и в повседневной жизни.